"Ориентирование для детей и молодежи" Редактор Торе Бернстен Сокращенный перевод - А. С. Лосева Подготовлен норвежской федерацией спортивного ориентировaния для конгресса ИОФ 1988 года Отмечается, что в настоящее время две основние причины вызвали повышенное внимание к проблеме детского и юношеского ориентирования: 1. Большое число бросающих занятия ориентированием в молодом возрасте. 2. Несчастные случаи на соревнованиях с детьми и юношами. Наряду с практической работой в помощь руководителям, тренерам и родителям, северные страны разработали "Основные положения развития ориентирования для детей до 16 лет". Они исходят из требований валиантности и всесторонности социального контакта и безопастности. Соревновательность, эмоции и повышение мастерства должны быть подчинены цели достижения развития личности ребенка. Имеющиеся в сборнике статьи, подготовлены норвежскими и шведскими теоретиками и практиками специально к конгрессу ИОФ. К концу 1988 года ожидается выход книги. Задача сборника - предоставить базовый теоретический материал и его конкретные приложения в практику, а также проследить связь между практикой, теорией и исследовательскими результатами. Асбьери Герсет Физическая активность играет большую роль в развитии детей. По мере взросления, основная часть физической активности покрывается за счёт организованных занятий спортом. Спорт предоставляет возможности для - активности и эмоций; - соревновательности и чувства достижения; - удовольствия и приключения; - дружбы и социального опыта. Нельзя рассматривать спорт лишь как источник (основу) взрослого и элитного спорта. 1. Нормальная кривая развития. Вся тренировка должна быть приспособлена к уровню мотивировки детей. Роль игры: мы заканчиваем играть не потому, что становимся старше, мы становимся старше потому, что закан-чиваем играть. Двигательный опыт в дошкольном возрасте очень важен для дальнейшего развития. Примерный график двигательных способностей различных возрастных групп: 2-5 лет - 6азовые умения; 5-9 лет - возраст адаптивной игры; 8-13 лет - возраст двигательного обучения; 12-16 лет - возраст тренировки, освоения тонкой координации и автоматизации; 15 лет и далее - возраст достижений. 8-10 лет - золотой период двигательного обучения. Обсудаются вопросы внутренней и внешней мотивации, между которыми нет четккой границы. Дети приходят в спорт ожидая многого, важно дать им понять удовольствие, обучение новому и постоянный интерес. 2. Характеристика современного спорта для детей. В настоящее время юношеский спорт ощущает большое влияние профессионального элитного спорта. Отрицательные моменты - чрезмерная заинтересованность (в том числе и подителей) в результатах. Популярность спорта, отсутствие альтернативы в виде других норм активности, влияние друзей - вот что о6ычно приводит детей в спорт. Спорт дает псиxосоциальное здоровье. Обычно в начале дети удовлетворены своими занятиями, но чрезмерное увлечение результатами (роди-телей и тренеров) отбрасывает многих. 60-70% детей отмечает отсутствие поддержки от трене-ров и родителей в занятиях. 40% говорят, что продолжили бы занятия спортом, если бы резуль-таты росли. Исследования в разных странах показывают, что отсев в возрасте 10-15 лет около 25%, из них в возрасте 9-12 лет около 20%. Часто именно взрослые своими высокими амбициями вызывают отрицательное отношение к соревнованиям. К тому же большая часть энергии и времени трене-ров уходит на сильнейших. Необходимо указать также на негативную роль ранней специализации в спорте, которая приводит к более быстрому начальному росту результатов, но к меньшему уровню достижений в ито-ге. Приводится, как пример, результаты анализа биографий 80 талантливых легкоатлетов, про-веденного Е. Воробьевым: при всесторонней физической подготовке с 12-13 лет до 15-16 лет результаты растут медленно, но затем, после 17 лет заметно превосходят тех, кто начал трени-роваться специализированно и достиг своего максимума к 15-17 годам. Недостаточно широкое развитие моторных способностей снижает атлетический потенциал. Нет никакой гарантии, что те, кто был выбран как лучший, действительно станут лучшими потом. Быстрый рост достижений приводит к росту притязаний, и многие молодые люди бросили спорт, когда рост результатов останавливался. 70-80% покинувших спорт отмечали отсутствие поддержки родителей, а 60% - отсутствие социальной активности коллектива помимо тренировок и соревнований, надо учитывать и конкуренцию других видов спорта: футбол, горные лыжи и лыжи, которые "мешают" детям проявить себя в "своем" спорте. 3. Развитие организации спорта для детей. Ключевое слово: всесторонность. Начинать нужно раньше, чтобы обеспечить медленный планомерный прогресс в соответствии с возрастными и индивидуальными особеностями. "Идеальная модель" (Дитрих Мартин, ГДР) 1 - стадия - 4-5 лет - игра и всесторонняя активность, 6-7 лет - всестороннее базовое моторное обучение. 7-8 лет - введение в различные виды спорта. 8-9 лет - всесторонняя активность. 2 - стадия - 10-12 лет - введение в специализированную тренировку в ряде видов спорта. 12-13 лет - введение в соревнования всесторонняя активность. 3 - стадия - 13-14 лет - специализированная тренировка в одном или более видах спорта 15 лет - развитие физических кондиций. 16 лет - увеличение тренировочных обьемов. 17 лет - регулярные соревнования. Индивидуальные пример: 1 стадия - 10-12 лет. 2 стадия - 12-14 лет. 3 стадия - 14-18 лет. В спортивном клубе, культивирующем многие виды спорта, на первой стадии весь клуб объединяется для обеспечения занятий для всех детей, на второй - вместе работают группы видов спорта, на третьей - каждый вид спорта проводит свои занятия. Для клуба по ориентированию предлагается работать аналогично, давая до 10 лет базовое введение в различные виды спорта. На второй стадии - совмещая занятия лыжами и ориентированием + ОФП, а на третьей (с 13-15 лет) - специализируя детей в соответствии с их склонностями в летнем или зимнем ориентировании либо в лыжных гонках. Спорт надо рассматривать как естественное продолжение детской игры. Занятия лучше проводить недалеко от дома. Нужно обеспечить персональное внимание каждо-му (в том числе за счет помощи родителей и старших спортсменов) Не забывайте, что спорт - лишь часть свободного времени детей, для их режима важно постоянное время и место тренировок, специализацию надо начинать только тогда когда дети к этому подготвлены. Изучение биографий сильнельших шведских и норвежских ориентировщиков показало, что в детстве они занимались многими видами спорта, а специализироватьсв стали после кубертатного возраста. Дети хорошо относятся к соревнованиям, но важно уменьшить негативные аспекты соревнований такие как волнение и стресс. Это достигается путем: - ограничения минимального возраста начала регулярных соревнований; - ограничения минимального возраста для соревнований, где требуются квалификационные ограничения; - специализированные занятия для самых маленьких; - участие в соревнованиях парами; - соревнования а многоборьях; - призы за любые достижения - тем, кто пробежал лучше, чем в прошлый раз, уложился в контрольное время, чаще всех ходил на соревнования и т. п. Важно чтобы дети обсуждали соревнования с тренером, родителями, чтобы они понимали, что результаты соревнований колеблются. О тренерах: - тренер, работающий с группой ряд лет - это значительний фактор успеха; - детские тренеры должны получать равную со взрослыми тренерами оплату; - тренер должен уделять равное внимание каждому ученику (каждый хочет делать хорошо); - необходимо учитывать биологичесий возраст. Важна роль школы: исследование выявило, что 40% тех, кто бросил спорт, ответили, что хотели бы продолжить занятая, если бы было больше спорта в школе, где бы мог участвовать каждый. Родители должны активно поддерживать детей. Музыка, танцы, пение, экскурсии, тренировочные лагеря - это важнейшие составляющие занятий спортом. продолжение... |
Главная | Клуб | Разное | Федерация | Гостевая книга | Карта |